Аменорея: что это такое, как распознать и вылечить?
  • Киев
  • Блог

Аменорея: что это такое, как распознать и вылечить?

Аменорея – это заболевание, которое диагностируется у 10% женщин и девушек-подростков старше 16 лет по всему миру. Главным симптомом является остановка менструации как минимум на 6 месяцев.

Аменорею нельзя назвать самостоятельной болезнью, ведь она выступает в роли индикатора различных нарушений в работе организма. Спровоцировать такое явление может как полный сбой циклической работы органов, так и невозможность полноценного выведения кровянистых выделений. Причина часто кроется во врожденных аномалиях женских половых органов, связанных с анатомией, в неожиданных гормональных изменениях, стремительном похудении или сильнейшем пережитом стрессе.

Для диагностики и выбора подходящего лечения с целью восстановления цикла, важно обратиться в специализированное учреждение для полноценного обследования. Тщательный осмотр гинеколога, а также результаты анализов на наличие инфекций и уровень выработки гормонов позволят быстро найти эффективный метод устранения проблемы.

Классификация аменореи

В медицинской практике аменорею разделяют на два вида. Она может быть:

• физиологической;
  • патологической.

Первую могут спровоцировать беременность и период лактации. Это состояние обычно продолжается 2–3 года. Также организм сталкивается с физиологической аменореей вследствие естественного наступления климакса.

К патологической аменорее приводят конкретные изменения в организме, которые устраняются путем лечения.

Также можно выделить несколько видов в зависимости от периода, во время которого проявляется это заболевание:

• первичная – нарушение менструального цикла у девушки старше 16 лет;
  • вторичная – менструация прекратилась у сформированной женщины репродуктивного возраста.

Не менее важен сам характер нарушений. В зависимости от этого фактора аменорея может быть:

• ложной – несмотря на отсутствие классических менструальных выделений, яичники и матка продолжают работать с активизацией циклических процессов (отделенный слой эндометрия не покидает пределы организма);
  • истинной – произошли серьезные нарушения в работе эндокринных желез, яичников и матки, поэтому они не могут осуществлять полноценный цикл.

Если же говорить о причинах проблемы, то можно выделить множество различных видов болезни:

• надпочечниковая;
  • гипоталамическая;
  • эндокринная;
  • яичниковая;
  • психогенная и другие.

Существует три степени аменореи, которые присваиваются в зависимости от длительности отсутствия менструации:

• 6–12 месяцев;
  • 1–3 года;
  • 3 года и более.

Эта классификация очень удобна для врачей, поскольку активно используется для более тщательной диагностики, выяснения причин нарушения и выбора подходящей терапии.

Почему возникает аменорея?

Существует большое количество причин, которые могут спровоцировать данное заболевание. Для того чтобы определить, какая из них актуальна конкретно в вашем случае, необходимо обратиться к специалисту для проведения обследования.

Среди возможных причин остановки менструального цикла:

• наличие аномалий в развитии яичников, матки, влагалища и других органов женской половой системы;
  • врожденная гиперплазия надпочечников;
  • проблемы с эндокринными железами;
  • поликистоз яичников;
  • раннее наступление менопаузы;
  • сахарный диабет;
  • лишний вес за пределами допустимого;
  • анорексия;
  • наличие новообразований;
  • последствия приема гормональных препаратов;
  • резкое прерывание курса оральных контрацептивов;
  • злоупотребление физическими нагрузками;
  • стрессовые ситуации и др.

Соответственно, аменорея возникает по многим причинам, но условно их можно разделить на такие группы:

• отклонения в анатомии;
  • сбой в гормональном синтезе;
  • стремительная потеря веса;
  • большие физические нагрузки;
  • стресс.

С этой проблемой могут столкнуться также абсолютно здоровые женщины. Но даже в том случае, если вы полностью уверены в последних трех причинах, лучше обратиться в специализированное учреждение для обследования, чтобы исключить более серьезные варианты. К этому нарушению стоит относиться с осторожностью, ведь оно не возникает просто так.

Симптоматика и лечение аменореи

Как уже упоминалось ранее, ключевым симптомом аменореи является длительное отсутствие менструации. Девочкам данный диагноз устанавливают в 16 лет, если месячные так и не пошли, женщинам – в том случае, если кровяные выделения отсутствуют на протяжении 6 месяцев и более.

Что касается юных пациенток, имеет место первичная аменорея. Она может сопровождаться рядом симптомов:

• проблемами с физическим развитием;
  • недостаточным весом;
  • замедлением роста молочных желез и отсутствием волосяного покрова.

Все это происходит из-за гормональных нарушений. Кроме того, проблема может заключаться во врожденных аномалиях.

Среди симптомов вторичной аменореи:

• слишком сухая или жирная кожа;
  • угревые высыпания по всему телу;
  • ожирение;
  • мастопатия;
  • проблемы с волосами;
  • эмоциональные перепады.

Симптоматика может очень сильно отличаться в зависимости от того, чем было спровоцировано нарушение.

Существует три метода лечения аменореи:

• оперативное вмешательство;
  • гормонотерапия;
  • антибактериальная, антигрибковая и противовоспалительная терапия;
  • препараты для борьбы с сопутствующими симптомами.

В некоторых случаях специалисты рекомендуют принимать дополнительные меры:

• борьба с лишним весом;
  • разработка сбалансированного рациона;
  • отказ от больших физических нагрузок;
  • устранение источников сильного стресса.

В некоторых в случаях достаточно просто скорректировать образ жизни или пройти короткую медикаментозную терапию.

Для полного обследования под контролем опытных специалистов, а также для получения заключения и рекомендаций для дальнейшего лечения вы можете обратиться в клинику «Визиум». Наши гинекологи обладают всеми необходимыми знаниями и практическими навыками, которые позволяют эффективно бороться даже с самыми сложными заболеваниями.

Получить более подробную информацию о наших услугах и записаться на прием можно, воспользовавшись контактными данными на сайте.