Уретрит: симптоматика и методы лечения
  • Киев
  • Блог

Уретрит: симптоматика и методы лечения

Уретрит – это воспаление слизистой оболочки уретры (мочеточника), выводящего мочу из организма. Заболевание протекает по-разному у лиц обоих полов: мужчины чаще страдают острой ее формой, тогда как у женщин наблюдается стертая симптоматика или ее отсутствие. Это связано с тем, что у мужчин мочеиспускательный канал длиннее, поэтому инфекция и воспалительный процесс преимущественно локализуются в уретре, а у женщин – в мочевом пузыре, вызывая цистит.

После интимной близости нередко происходит передача инфекции от ее носительницы партнеру мужского пола. Если болезнь не лечить, возникают осложнения в виде серьезных заболеваний мочеполовой системы (цистита, пиелонефрита, простатита), вплоть до мужского бесплодия и импотенции.

Почему воспаляется слизистая уретры

Различают уретрит инфекционной и неинфекционной природы. В первом случае инфицирование патогенными бактериями (хламидиями, гонококками, другими микроорганизмами) и вирусами (чаще – простого герпеса) происходит вскоре после интимной близости с больным партнером, страдающим хламидиозом, гонореей, трихомониазом или другими передающимися половым путем заболеваниями (специфический уретрит). Риск заражения повышается при частой смене сексуальных партнеров и незащищенном сексе. Инфекционный неспецифический уретрит провоцируется снижением иммунитета и проникновением инфекции в уретру другими путями:

• при использовании общего с больным человеком полотенца, постельного белья, вещей;
  • вследствие несоблюдения правил личной гигиены (у женщин влагалищная и анусная микрофлора может проникать в мочеточник);
  • посредством кровотока или тока лимфы от очага воспаления при кариесе, ангине, трахеите;
  • вследствие обострения цистита или пиелонефрита.

Сниженная двигательная активность, ослабленный иммунитет, постоянные стрессы, гормональные дисфункции, хронические заболевания мочеполовой системы служат провоцирующими факторами воспаления уретры.

Неинфекционная форма уретрита может быть вызвана:

• травмированием мочеиспускательного канала во время послеоперационной установки катетера;
  • мочекаменной болезнью, когда выход камней из мочевого пузыря сопровождается повреждением эпителия;
  • появлением аллергической реакции на определенные продукты или материалы;
  • травмированием наружных половых органов во время сексуальной близости.

Только врач-уролог может в результате тщательного осмотра и диагностики точно установить причину возникновения патологии с последующим выбором эффективной тактики лечения.

Симптоматика уретрита

Заболевание проявляется идентично у лиц обоих полов следующими признаками:

• покраснением и отечностью отверстия уретры;
  • жжением и зудом во время мочеиспускания;
  • желтоватыми или зеленоватыми выделениями из уретры со специфическим запахом;
  • болезненным и частым мочеиспусканием;
  • появлением крови в моче или секретах из уретры;
  • болями в области таза или живота.

Наиболее часто встречаются специфические формы заболевания, вызванные инфекцией половых путей. Бактериальный уретрит при поражении уретры хламидиями имеет стертую симптоматику, часто игнорируемую пациентом. Он ощущает зуд, жжение, рези во время мочеиспускания, наблюдает у себя слизистые и гнойные выделения. Гонорейный уретрит проявляется от трех суток до 3 недель после гонококкового заражения такими симптомами, как желтовато-серые выделения из уретры, появление резей и жжения при мочеиспускании, что сопровождается повышением температуры. При отсутствии лечения или несоблюдении рекомендаций врача болезнь переходит из острой стадии с ярко выраженной симптоматикой в хроническую форму, характеризующуюся сменой обострения ремиссией и наоборот.

Диагностика заболевания

При первых признаках уретрита для получения адекватного лечения и предотвращения возможных осложнений важно своевременно обратиться к урологу или дерматовенерологу. Проведение комплексного обследования более информативно при острой стадии заболевания. В случае хронического течения болезни диагностика будет затруднительной. Диагностические мероприятия предусматривают:

1. Медицинский осмотр пациента со сбором анамнеза для обозначения возможного источника заражения.
  2. Лабораторный анализ мочи, который может показать наличие воспалительного процесса, инфекционных агентов.
  3. Исследование секрета уретры.
  4. Бактериологический посев мочи с целью определения патогена и его чувствительности к антибиотикам.
  5. Метод полимеразной цепной реакции (ПЦР) для обнаружения ДНК или РНК возбудителей инфекции.
  6. Ультразвуковое исследование мочевого пузыря, органов малого таза, мошонки.

Только после полного исключения вероятности заражения инфекцией половых путей врачом ставится диагноз «неспецифический бактериальный уретрит».

Как лечить уретрит

Врач выбирает лечебный метод с учетом причин патологического состояния, выраженности симптоматики, наличия осложнения. Если лечение начато вовремя, оно ограничивается лишь консервативной терапией с назначением врачом по показаниям:

• антибиотиков (при бактериальном уретрите);
  • противовирусных средств;
  • анальгетиков и противовоспалительных препаратов;
  • антигистаминов;
  • санации женских половых органов.

При выявлении осложненного уретрита требуется хирургическое вмешательство, предотвращающее стеноз мочеточника. При этом применяются малоинвазивные операции, восстанавливающие его проходимость. Профилактика заболевания предусматривает поддержание сексуальной и личной гигиены, избегание травм уретры и переохлаждения, регулярный скрининг на наличие инфекций половых путей.

В частном многопрофильном медицинском центре «Визиум» в Киеве консультируют профессионалы высшей категории разного профиля. Здесь вы можете пройти комплексную диагностику и лечение, сдать все необходимые анализы, получить дальнейшие рекомендации. Запись на прием к врачу осуществляется путем заполнения формы на сайте клиники, после чего координаторы вместе с вами выберут удобное время визита. Опытные специалисты с использованием высокоточного оборудования окажут эффективную медицинскую помощь с комфортом и без очередей. Ваше здоровье – наш приоритет!

Литература:

1. Каприн А.Д., Костин А.А., Попов С.В. Катетер-ассоциированные инфекции мочевыводящих путей. Справочник врача общей практики. 2016. №3. С. 34-38.
  2. Кривобородов Г.Г., Тур Е.И. Урология. 2016. №2. С.82-86.