Частое и редкое мочеиспускание: причины, нормы, лечение
  • Киев
  • Блог

Частое и редкое мочеиспускание: причины, нормы, лечение

Объективное состояние организма отражают не только результаты анализа крови, но и частота мочеиспускания с объемом выделенной мочи, ее показатели. Даже малейшие отклонения от нормы вызывают изменение ее цвета, запаха и количества позывов, появление примесей. Поскольку процесс мочеиспускания контролирует центральная нервная система, опорожнение мочевого пузыря управляется волей человека и в норме происходит свободно, без задержек и болезненных ощущений.

Любые нарушения хода этой физиологической процедуры свидетельствуют о развитии дизурии – совокупности отклонений функционирования мочевыделительной системы, сопровождающихся учащением, болезненностью или затруднением оттока мочи. Кроме того, такие расстройства развиваются на фоне неврологических и гормональных дисфункций, их могут провоцировать новообразования разной локализации в организме.

Нормальные показатели частоты и количества мочеиспусканий

В норме суточное количество походов в туалет у здоровых мужчин составляет 4–7 раз, женщин – до 9 раз, одноразовый объем выделенной мочи – 250–300 миллилитров. Дети опорожняют мочевой пузырь чаще, особенно новорожденные (до 25 раз в течение суток). При нормальном мочеиспускании должны отсутствовать:

• болевые ощущения;
  • недержание мочи;
  • срочность позыва, поскольку он контролируется волей человека;
  • ощущение неполного опорожнения мочевого пузыря;
  • трудности оттока мочи (она должна выходить без напряжения или расслабления).

Непроизвольный акт мочеиспускания или его затруднение, болезненность и учащение – повод обратиться к урологу. Частная клиника «Визиум» предоставляет возможность получить консультацию опытного специалиста с точной диагностикой на современном оборудовании экспертного уровня.

Редкое мочеиспускание у женщин и мужчин: причины, симптомы

На нечастые походы в туалет люди не обращают внимания из-за субъективного понимания понятия нормы. Однако стоит озаботиться своим состоянием при наличии таких симптомов, как:

• появление болей внизу живота, ощущения неполного опорожнения мочевого пузыря;
  • недержание мочи;
  • сокращение актов мочеиспускания в течение дня;
  • снижение объема выделяемой мочи, напряжение и ее «выдавливание».

Патологически редкое мочеиспускание может быть вызвано нарушением спинномозговой иннервации мочевого пузыря при повреждении или заболеваниях спинного мозга. Проблемы с оттоком мочи возникают при воспалительно-инфекционных поражениях мочеполовой сферы, склерозе шейки мочевого пузыря и снижении его сократительной способности, травмах уретры.

У женщин причинами редкого мочеиспускания могут быть физиологические, психологические, медицинские факторы:

• сильный стресс или высокая тревожность;
  • мочекаменная болезнь;
  • нарушение нормального функционирования мочевого пузыря;
  • гинекологические заболевания;
  • побочные эффекты лекарств;
  • инфекции мочевыводящих путей, диабет, гипотиреоз;
  • неврологические проблемы (болезнь Паркинсона, множественный склероз).

У мужчин часто причинами редких позывов к опорожнению мочевого пузыря служат простатит, приводящий к сужению мочеточника, аденома простаты, мочекаменная болезнь, стресс или депрессия, прием некоторых лекарственных препаратов.

Наиболее опасна невозможность опорожнения наполненного мочевого пузыря – ишурия, которая часто является следствием другой патологии. Препятствиями к оттоку мочи служат конкременты, полипы, опухоли, сужение уретры. Ишурия возникает вследствие обструкции, нарушения сократительной способности мочевого пузыря или нормальной работы почек, нервной регуляции процесса выделения мочи.

Частое мочеиспускание у мужчин и женщин: причины и симптомы

Причинами частого похода в туалет (более восьми раз с выделением двух литров мочи в сутки) нередко являются заболевания органов мочевыделительной системы: почек, мочеточников, мочевого пузыря. Частое мочеиспускание (полиурия) сопровождается следующими симптомами:

• болью и резями при выделении мочи;
  • ощущением тяжести в нижней части живота;
  • непроизвольным мочеиспусканием;
  • наличием крови в моче, изменением ее цвета и запаха;
  • повышением температуры.

Учащенное выделение мочи сопровождает воспаления мочевого пузыря и уретры, хроническую почечную и сердечно-сосудистую недостаточность, сахарный диабет, мочекаменную болезнь, неврологические расстройства.

У женщин полиурия часто вызвана:

• прогрессирующим циститом, уретритом, пиелонефритом;
  • половыми инфекциями, такими как хламидиоз, гонорея, трихомониаз;
  • синдромом раздраженного мочевого пузыря;
  • сахарным диабетом;
  • мочекаменной болезнью.

У мужчин, кроме перечисленных патологий, частыми причинами такой проблемы служат простатит, аденома и рак предстательной железы. Дизурию нельзя рассматривать как самостоятельное заболевание, она служит индикатором патологии мочевыделительной и сердечно-сосудистой систем, нарушения обмена веществ, неврологических расстройств.

Диагностика дизурии

Комплексное диагностирование патологии базируется на собранном анамнезе пациента, симптомах, результатах лабораторного и инструментального исследований. При этом уролог назначает дополнительные обследования:

• общего анализа крови и мочи;
  • PSA-теста (мужчинам);
  • бактериального посева мочи;
  • микроскопии мазка из уретры;
  • цистоскопии;
  • ультразвукового исследования почек и мочевыделительной системы;
  • магнитно-резонансной или компьютерной томографии;
  • уретрографии.

Ведение пациентом дневника частоты и объема мочеиспускания рекомендуется урологом для выявления причины патологии. Нередко для уточнения диагноза требуется консультация гинеколога, андролога, эндокринолога, невролога.

Лечение дизурии

Тактика лечения разрабатывается врачом после выяснения точной причины возникшей проблемы и способствует не только нормализации работы мочевыделительной системы и устранению симптомов, но и терапии основного заболевания. В зависимости от установленного диагноза специалист назначает:

• консервативное лечение, основанное на приеме антибиотиков, противовирусных средств, спазмолитиков, диуретиков, других лекарственных препаратов в соответствии с выявленным основным заболеванием;
  • физиотерапию;
  • диетотерапию.

Если консервативная терапия оказывается неэффективной, а также при наличии опухолей, врожденных пороков и серьезных травм мочеполовых органов проводится оперативное вмешательство.

Если вы заметили у себя признаки дизурических расстройств, обращайтесь к опытным специалистам медицинского центра «Визиум» на Позняках в Киеве. Они помогут установить точный диагноз и пройти эффективное лечение, избавиться от проблемы в комфортных условиях по доступным ценам качественных медицинских услуг. Запись на прием к врачу осуществляется путем заполнения специальной формы на сайте, после чего координаторы помогут выбрать удобное для вас время посещения клиники.

Литература:

1. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK549918/